Александр III внес значительный вклад в развитие русской культуры, был большим ценителем и знатоком музыки, играл на различных духовых инструментах. Еще до восхождения на престол, Александр Александрович основал "Общество любителей духовой музыки".
III
Александр
и Духовая музыка
III
Александр
и Духовая музыка
Александр III внес значительный вклад в развитие русской культуры, был большим ценителем и знатоком музыки, играл на различных духовых инструментах. Еще до восхождения на престол, Александр Александрович основал "Общество любителей духовой музыки".
В начале 1853 года,
когда Александру Александровичу исполнялось 8 лет, в числе целого ряда новых учителей, был приглашен учителем музыки (игры на фортепиано) Пуаро. День удлинялся за счет того, что великим князьям приходилось теперь вставать в 6 утра, а не в 7, как прежде.
Биография
Занятия музыкой с раннего детства были неотъемлемой частью образования великого князя Александра Александровича. Огромную роль в воспитании и образовании своих детей, играли Папа и Мама, цесаревич Александр Николаевич и цесаревна Мария Александровна, которую Александр Александрович обожал. По словам С. С. Татищева: «первою их (великих князей) воспитательницею была сама Цесаревна». Более красноречиво и точно объясняет происхождение и становление характера и свойств личности Александра Александровича во всех
его проявлениях, в том числе и в музыкальных пристрастиях, С. Д Шереметев в своих мемуарах: «Вообще, он [Александр III] получил совершенно русское воспитание, развившее в нем русские вкусы. Этим он немало обязан благотворному влиянию своей Матери Императрицы Марии Александровны». Дети ежедневно общались с родителями, приходя к ним здороваться утром, и в течение всего дня, во время занятий и на прогулках. «Любимою прогулкою Великих Князей была дорога в Павловск, по которой они едва ли не ежедневно ездили кататься с воспитателями; доезжали и до Павловска, и там, на музыке, слушали славившийся в то время оркестр капельмейстера Гунгля», — пишет Татищев. В периоды отсутствия родителей, связанные с многочисленными их обязанностями, дети часто оставались
на попечение своих дедушки и бабушки — императора Николая Павловича и императрицы Александры Федоровны. «По вечерам дети слушали у Императрицы музыку Павловского оркестра Гунгля». Но время шло, великие князья взрослели, и родители расширяли круг их преподавателей и увеличивали количество образовательных предметов.
Словам Татищева созвучны записи из Дневника Н. П. Литвинова: «…Александр Александрович, по-видимому, более интересуется игрою на корнет a pistons, нежели прежде… он как-то стал дорожить этим».
После воцарения высокообразованная Государыня Императрица Мария Александровна стала проводить в жизнь реформу воспитания
и образования своих детей. Был расширен и обновлен штат преподавателей. Музыкальные занятия стал вести М. В. Половцев.
Но занятия игрой на фортепиано постепенно все меньше и меньше увлекают старших братьев — великих князей Николая Александровича
и Александра Александровича. «Потеряв надежду возбудить
в Наследнике охоту к игре на фортепиано, Гримм уступил его желанию учиться играть на cornet a pistons (корнет с помповой механикой (франц.)), инструменте, на котором играл полковник Рихтер
и к которому, по примеру его, пристрастился Николай Александрович. Уроки ему давал известный виртуоз Вурм". Братья не испытывали
особого желания играть на фортепиано, но музыку любили и с большим удовольствием занимались на корнетах и трубах. Татищев говорит
о большом влиянии Наследника на младшего брата Александра,
что проявлялось также и в музыкальных предпочтениях: «Великий Князь по собственной охоте, как и старший брат его, упражнялся с полковником Рихтером в игре на cornet a pistons, а впоследствии под руководством известного корнетиста Вурма так пристрастился к музыке, что сам стал прекрасным исполнителем на духовых инструментах».
С самых юных лет у великих князей был определенный круг лиц, с которыми им дозволено было играть и общаться. О взаимоотношениях между сыновьями императора Александра II, их окружающими и друзьями, и об их увлечениях, у Татищева есть прекрасный сюжет: «Великих Князей ожидала скорая и продолжительная разлукас Цесаревичем, отправлявшимся в заграничное путешествие, рассчитанное на целый год. Более чем когда-либо проводил он с братьями все свободное время, и в этих их развлечениях каждый день принимала участие их девятнадцатилетняя кузина княжна Евгения Максимилиановна, сверстница Александра Александровича, которая по отъезде матери в чужие края одна из всей семьи осталась в Царском Селе. Музыкально развитая герцогиня и юные ее подруги прекрасно пели итальянские и русские романсы, и с ними любил распевать их сам пристрастившийся к музыке и, по выражению его воспитателя, «просто, наивно и невинно» прикомандировавший себя к молодым певицам Великий Князь Александр. Громкое и оживленное пение постоянно оглашало устраиваемые ежедневно прогулки верхом или в экипажах по окрестностям, когда молодежь останавливалась в лесу пить чай, а траве «без гофмаршальских приготовлений». Не умолкало оно
и во время вечерних катаний на лодках по царскосельскому озеру при свете луны и разноцветных китайских фонарей. Все это завершалось танцами на Детском острове, несмотря на прохладную весеннюю температуру, не превышавшую иногда шести градусов".
Император Александр II с детьми.
Слева направо: стоит, опираясь рукой на ногу отца Мария, сидит Александр II, сидит у него на коленях Павел, стоит Владимир, сидит Александр, стоит, положив руку на плечо Александру, Алексей, крайний справа сидит Николай.
Александр Александрович
Многие в своих воспоминаниях говорят о дружбе между старшими братьями.
Их сильная привязанность и крепкая дружба преодолели жестокие испытания
в 1865, во время тяжелой болезни и смерти Цесаревича Николая. Очень важны
для характеристики человеческих качеств великого князя Александра Александровича, передаваемые Татищевым слова его старшего брата,
которые он произносил и на смертном одре:
«За брата Сашу я не боюсь, — молвил Цесаревич, — это душа чистая и прозрачная
как кристалл". Выражение «душа чистая, правдивая, хрустальная» не сходило с уст Наследника, когда он говорил с близкими к нему людьми о любимом брате, разлука
с которым была в особенности тяжела Николаю Александровичу во все продолжение его болезни".
1868
Выдержки из книги С. С. Татищева, дневника Н. П. Литвинова, так же как и записи в Памятных книжках и Дневниках великого князя Александра Александровича, показывают постепенные изменения предпочтений Александра Александровича
в музыкальных занятиях и становление его как музыканта любителя игры на медных духовых инструментах.
13−25 января (суббота)
… потом пошли с ней играть в кабинет, она на фортепианах, а я на корнете…
29 июня — 11 июля (суббота)
— Петергоф… Вот уже 5я книга, которую я начинаю и Дай Бог, чтобы в ней было столько же отрадного как в последней. Хотел бы иногда писать еще обширнее в особенности мои впечатления, мысли, желания, но решительно иногда нет времени, а кроме того мало кого оно будет интересовать. При моей жизни я никому не покажу кроме жены, а после смерти я уверен никто не поинтересуется посмотреть в эти книги. И так с Богом вперед! -
29 июля-10 августа (понедельник)
… около 4х часов зашел вниз к Минни, которая читала, а я играл на корнете, а Хильда аккомпанировала на фортепианах…
19−31 августа (понедельник)
… в ½ 10 пили чай вчетвером у Минни, а потом играли с Минни на корнете и фортепианах, а Королева работала. В ¼ 12 простились и разошлись…
19−31 октября (суббота)
… потом играли с Минни на фортепианах и на корнете…
22 октября — 3 ноября (вторник)
… Потом занимался и писал, а в 9 ч. пошли с Минни играть на фортепианах и на корнете…
27 октября — 8 ноября (воскресенье)
… играли на фортепианах и корнете…
29 октября — 10 ноября (вторник)
… мы играли с Минни на фортепианах и на корнете…
7−19 ноября (четверг)
… Вернувшись занимались и читали до 9 а потом играли с Минни на фортепианах и на корнете…
1862
1863
1865
1866
1867
1869
1870
1871
1872
1873
Николай Александрович
Многие в своих воспоминаниях говорят о дружбе между старшими братьями. Их сильная привязанность и крепкая дружба преодолели жестокие испытания в 1865, во время тяжелой болезни и смерти Цесаревича Николая. Очень важны для характеристики человеческих качеств великого князя Александра Александровича, передаваемые Татищевым слова его старшего брата, которые он произносил и на смертном одре: «За брата Сашу я не боюсь, - молвил Цесаревич, - это душа чистая и прозрачная как кристалл». Выражение «душа чистая, правдивая, хрустальная» не сходило с уст Наследника, когда он говорил с близкими к нему людьми о любимом брате, разлука с которым была в особенности тяжела Николаю Александровичу во все продолжение его болезни».
Хор любителей духовой музыки, состоящий под августейшим государя императора покровительством.
Составил К. В. Колокольцов.
Духовая музыка
1858-1872
Музыкальные собрания
у Великого Князя Александра Александровича.
Августейший Основатель хора любителей духовой музыки Его Императорское Величество в Бозе почивающий Государь Император Александр III, в бытность Свою Великим Князем, уже с раннего возраста обнаруживал влечение к изящным искусствам, среди которых одно из первых мест было отведено музыке.

Назначенный в 1858 году при Особе Его Императорского Высочества Государе Наследнике Цесаревиче Николае Александровиче, генерал-адъютант Оттон Борисович Рихтер, в то время полковник генерального штаба, будучи любителем музыки, устраивал для Наследника Цесаревича почти еженедельно по субботам музыкальные вечера, при участии лучших артистов и музыкантов.

А. Г. Рубинштейн, Беккель и многие другие выступали в Зимнем дворце, как со своими произведениями, так и с творениями музыкальных классиков, на рояле, на струнных и духовых инструментах. Собрания эти всегда происходили в присутствии Великого Князя Александра Александровича, и Его Императорское Высочество желая сам участвовать в музыкальном исполнении, пожелал играть на корнете.

Под непосредственным руководительством профессора С.- Петербургской консерватории В. В. Вурма, известного виртуоза на этом инструменте, Его Высочество в короткое время усвоил Себе технику игры.
Благодаря выдающимся музыкальным способностям, Великий Князь уже в 1860 году участвовал в квартетах, составляемых для него из артистов, и самостоятельно исполнял партию корнета. Артисты Тюрнер, Шрадер, а также и О. Б. Рихтер, обучившийся игре на корнете, принимали участие, под руководством В. В. Вурма, в квартетах на музыкальных собраниях.
Августейшие Родители Его Высочества пожелали прослушать игру Своего Сына, для чего был устроен музыкальный вечер в желтой гостиной Зимнего дворца, на половине Государыни Императрицы.

Великий Князь Александр Александрович исполнял партию первого корнета, а для других партий были приглашены те же артисты, которые обыкновенно участвовали в квартетах на собраниях.
Их Величества милостиво удостоили разговором участвующих, интересовались трудностью игры на медных духовых инструментах и изволили выразить Свое удовольствие и одобрение прослушанным на этом музыкальном вечере пьесам.
Музыкальные собрания у Великого Князя Александра Александровича.
Скрыть
Читать полностью
1858-1872
Октет Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича.
Манифестом 12 апреля 1865 года Его Императорского Высочества Великий Князь Александр Александрович был объявлен Наследником Престола. Новое высокое положение Наследника нисколько не изменило отношения Его Высочества к занятиям музыкой. Цесаревич по-прежнему продолжал участвовать в музыкальных собраниях, и по желанию Его был сформирован октет, который назывался «Октет Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича Александра Александровича».

В начале Его Высочество играл на обыкновенном корнете парижской фабрики Courtoi (Кортуа (франц.)). Инструменты этой фабрики были лучшими, и не только в то время, но и теперь они пользуются большой известностью. Познакомившись же с новыми образцами, Наследник оказал предпочтение инструменту измененной формы, с раструбом вверх; тому же Courtoi был заказан корнет, на котором Цесаревич все время играл во вновь сформированном октете…

В октете Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича:

Партию корнета исполнял Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич.

Партию альта — Его Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский.

Партию корнета — Свиты Его Императорского Величества генерал-майор граф Адам Васильевич Олсуфьев.

Партию корнета — Адъютант Государя Наследника Цесаревича поручик граф Александр Васильевич Олсуфьев.

Партию тенора — генерал-майор Михаил Викторович Половцов.

Партию баса — штабс-капитан лейб-гвардии Преображенского полка Александр Александрович Берс.

Партию корнета — артист, дирижер Федор Андреевич Шрадер.

Партию баритона — артист Франц Осипович Тюрнер.

Партию альта — артист Франц Осипович Бергер.

Любители музыки стали собираться в собственном Его Высочества Наследника Цесаревича Аничковском дворце. Эти музыкальные собрания отличались простотою, чуждою всякой официальности. В 9-ом часу вечера, обыкновенно в сюртуках, съезжались приглашенные к своему Августейшему Хозяину, который отдыхал за любимым занятием. Цесаревна Мария Федоровна, также любившая музыку, часто дарила участвующих в октете милостивыми словами и с особенным удовольствием приходила слушать исполнение датских и шведских песен.
Скрыть
Читать полностью
Группа Октета 1872 года.
1858-1872
Два дня в Царском Селе.
Члены октета неоднократно удостаивались приглашения, во время лагерного сбора, летом — в Красное, а весною в Царское.
Приглашенные Его Высочеством участники, по прибытии в Царское Село, после обеда во дворце, весь вечер посвятили музыке, и за поздним временем посетителям был предложен ночлег.

Получив с вечера разрешение Его Высочества устроить утром серенаду, участники октета собрались на следующий день перед помещением Их Высочеств в час обыкновенного пробуждения Цесаревны Марии Федоровны и сыграли «Серенаду» Шумана и мелодию Мендельсона, за что получили благодарность Ее Высочества.

Во время завтрака, Наследник Цесаревич выразил желание снять группу с участвующих в октете лиц, и приказал вызвать фотографа. Члены октета были уже в сборе, аппарат установлен, оставалось только доложить Его Высочеству. Тогда одному из участвующих пришла мысль оригинального способа доклада. Октет заиграл любимый марш Его Высочества, и Цесаревич, взглянув в окно и увидав, что весь октет уже в сборе, тотчас же сошел вниз, присоединившись к группе, которая была снята на террасе перед Александровским дворцом.
Скрыть
Читать полностью
1858-1872
Последнее собрание октета.
Последнему октетному собранию суждено было состояться в Красном Селе, в самый разгар лагерной жизни, во второй половине июля 1872 года.

Во время пребывания своего в лагере, Наследник Цесаревич занимал красносельский деревянный дворец, скромное двухэтажное здание, которое он так любил. Его Высочество впоследствии, уже будучи Государем Императором, никогда во время лагерного сбора летом не жил в другом дворце.

На этом музыкальном собрании Его Высочеству, по словам Ф. О. Тюрнера, угодно было выразить намерение организовать к зиме хор любителей духовой музыки, и с этого дня октетные собрания более не устраивались.
Скрыть
Читать полностью
Жетон 1872 года.
1872-1881
Сезон 1872-1873 года. Формирование хора
Формирование хора из любителей духовой музыки состоялось по желанию Наследника Цесаревича. Граф Александр Васильевич Олсуфьев приступил к формированию в начале октября 1872 года. Задача была не легкая. Начав это дело вместе с А. А. Берсом, граф Олсуфьев пригласил В. Н., М. Н. и П. Н. Базилевских и А. Н. Суворова, — офицеров лейб-гвардии Егерского полка и других любителей.

Честь приглашения, оказываемая Его Высочеством, Организатором хора, привлекала всех тех лиц, на которых падал выбор Цесаревича, и, благодаря энергии графа Ал. В. Олсуфьева, к концу октября набралось тридцать человек, включая и членов октета, обладавших уже значительной музыкальной подготовкой и основательным знанием дела, для участия в хоре.

Наследнику Цесаревичу благоугодно было назначить местом для будущих музыкальных собраний Морской музей в здании Адмиралтейства, что, конечно, не встретило препятствий со стороны управляющего морским министерством.
Вместе с тем было сделано распоряжение о приобретении и необходимых принадлежностей. Кружок получил наименование «Музыкальное собрание любителей духовой музыки». Вместе с тем был утвержден жетон.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Первое музыкальное собрание в Морском музее.
Уведомление о дне и часе собрания было разослано двадцать первого ноября 1872 года. Лица, удостоившиеся чести участвовать в хоре, приглашались от имени Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича в здание Морского музея на двадцать третье ноября 1872 года к восьми часам вечера…

Рядом с Наследником садился Ф. О. Тюрнер; пюпитры же и стулья участников размещались около дирижерского места.
23 ноября 1872 года, в восемь с половиною часов вечера, когда прибыл Его Высочество, все члены октета и вновь приглашенные для участия в хоре были уже в сборе и ожидали в зале прибытия Наследника Цесаревича.

Граф Олсуфьев представил Цесаревичу всех вновь удостоенных приглашения в члены музыкального собрания. Его Высочество изволил с каждым разговаривать, расспрашивая с живым интересом, давно ли и где кто раньше играл на том или другом инструменте.

Ноты на пультах уже разложены, исполнители разместились и дирижер хора, артист А. А. Беккель, занял свое место.

Его Высочество исполнял партию баса на тубе парижской фабрики Courtoi. По внешности, туба не отличалась ничем существенным от обыкновенного баса и только в отделке и чистоте звука, до некоторой степени, представляла собой усовершенствование.

Уроки игры на тубе Его Высочество брал у Ф. О. Тюрнера. Обладая замечательной амбушюрой, Цесаревич легко переходил от мундштука одного инструмента к другому, без ущерба мягкости тона и верности строя.

Избирая тубу, самый неблагодарный из всех инструментов, какие только имеются в хоре, Наследник Цесаревич жертвовал своими личными интересами для любимого Им дела, в виду того, что инструмент этот является крайне существенным для оркестра, но партии, на нем исполняемые, однообразны и не интересны.

Несмотря на то, что большинство членов были между собой мало знакомы, антракт первого отделения, за чаем, прошел очень оживленно.
Остававшееся от игры время на этих собраниях обыкновенно посвящалось разговорам о музыке; вообще говорилось обо всем, близко относящемся к хору.

На собраниях господствовало полное равноправие. Чин, положение не давали никаких преимуществ и не отзывались на взаимных отношениях членов хора, собравшихся во имя искусства. Это была отличительная черта музыкальных собраний хора Наследника Цесаревича.

На первом же собрании было установлено, что каждый из действительных членов вносит членский взнос, в размере двадцати рублей. Действительными членами могли быть только офицеры. Участвовавшие же в хоре артисты получали, в возмещение своих расходов, небольшую сумму.

Наследник Цесаревич сделал первый членский взнос, который затем вносился Им ежегодно. Членам, в получении с них денег, выдавались особые билеты.

По исполнении музыкальной программы, в первый же вечер, был предложен ужин по подписке, и Его Высочество внес подписную плату в размере одного рубля, которую вносил Сам лично и впоследствии.
Размер этих взносов, введенных по инициативе Его Высочества, вполне наглядно рисует личность Цесаревича. Денежная плата, выражавшаяся в такой небольшой сумме, была установлена Им с целью полного сплочения и равноправия между членами хора. В двенадцатом часу все участвующие в хоре собрались в продолговатой комнате-библиотеке музея, обращенной в столовую. Его Высочество изволил занять место в конце стола, недалеко от входа…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Музыкальные вечера в Аничковском дворце.
Каждый месяц Наследник Цесаревич устраивал в собственном Аничковском дворце музыкальные вечера, на которых часто присутствовали члены царской фамилии и нередко Их Величества.

На вечерах в Аничковском дворце господствовала та же простота, что и на вечерах в Морском музее; последние отличались разве только тем, что на них не было слушателей. Эти собрания в музее служили, до некоторой степени, репетициями к вечерам во дворце. Участники хора являлись во дворец также запросто, в сюртуках, — неизменной форме одежды музыкальных собраний. Вечера во дворце начинались в девять часов вечера и затягивались иногда до первого часа, после чего предлагался ужин, на котором, обыкновенно, присутствовал Его Высочество…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Первая поездка в Царское Село.
Во втором часу дня, шестого мая 1873 года, поезд железной дороги прибыл в Царское Село, куда были приглашены участвующие в хоре. На станции ожидали придворные экипажи.

После завтрака в портретной, участники хора гуляли в парке и собрались к обеду. Отобедав, все общество в экипажах отправилось в Павловск на музыку, а в девять часов вечера участники хора играли во дворце Его Высочества. Вечер затянулся и участвующим был предоставлен для возвращения в Петербург экстренный поезд. Это была первая поездка хора за город, оставившая после себя впечатление навсегда…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1873-1874 года.
Как и прежде собирались в Морском музее, большей частью по четвергам. Двадцатого декабря был назначен вечер во дворце Наследника Цесаревича и потому на ноябрьских и декабрьских собраниях в музее все время посвящалось разучиванию пьес, предполагаемых к исполнению во дворце.

Хором дирижировал Федор Андреевич Шрадер, назначенный помощником заведующего хорами войск гвардии, на место умершего Адама Адамовича Беккеля…

Пятнадцатого февраля 1874 года Его Высочеству благоугодно было письменно выразить графу Олсуфьеву желание, чтобы в предстоящем посту собрания в музее назначались два раза в неделю по вторникам и четвергам. До наступления поста, собрания происходили в прошлогоднем порядке. Третий вечер состоялся на масленице двадцать пятого февраля 1874 года. Это был один из вечеров, осчастливленных Его Императорским Величеством Государем Императором Александром II и Великими Князьями Владимиром и Алексеем Александровичами. Кроме того присутствовали и другие лица, и вечер носил характер концерта; программа его отличалась изысканностью и изяществом вкуса…

С наступлeнием мая, Августейший Председатель пожелал перенести собрания в Царское Село. После нескольких репетиций в Морском музее, участники хора отправились в Царское с вечерним поездом, отходящим около шести часов вечера, где их ожидали придворные экипажи, в которых члены хора проследовали к Александровскому царскосельскому дворцу. Первое из музыкальных собраний состоялось во вторник, четырнадцатого мая, в присутствии Высочайших Особ.

Сезон закончился поездкой в среду, двадцать девятого мая. Его Высочество начал играть на геликоне. Техника этого инструмента была Им быстро усвоена. Не было только возможности тотчас применить ее к делу. Все геликоны делаются по образцу, слишком небольшому для мощного телосложения Цесаревича. Его Высочество не только не чувствовал Себя свободным, во время игры на геликоне, но Он даже не мог надеть на себя инструмента. Поэтому к следующему сезону заказан на фабрике медных инструментов Иосифа Кейлига в С.- Петербурге особенный геликон.

Внешний вид этого инструмента, несмотря на его размеры и массивность, мало отличался от обыкновенного геликона. Цесаревич, обладая огромной физической силой, без труда доставал тяжелый инструмент из футляра одной рукой.

У всех на памяти случай, когда на одном из собраний у Его Высочества в руках осталась одна машинка, а сама труба — в футляре. В этом сезоне (1873−1874 года) было впервые устроено музыкальное утро в Морском музее, на которое каждый из членов хора имел право ввести одну даму из своих родственниц. Его Высочество принимал в нем, по обыкновению, участие и изволил играть на геликоне. По прошествии некоторого времени, после этого музыкального утра, был устроен в музее музыкальный вечер.

Участвующим дано по два билета для приглашения родных. Наследник Цесаревич не изволил присутствовать на вечере.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1874-1875 года.
Первый музыкальный вечер сезона состоялся в Аничковском дворце двенадцатого декабря 1874 года, в воскресенье, после нескольких репетиций в Морском музее. Состав хора пополнился прибытием американца Леви, артиста на корнете. Хор состоял из тридцати пяти человек действительных членов и пяти человек артистов-любителей…
Шестнадцатого января 1875 года играли в Аничковском дворце. Ее Императорское Высочество Цесаревна изволила удостоить приглашением многих гостей на этот музыкальный вечер.

До конца апреля 1875 года музыкальные собрания и вечера во дворце происходили в обыкновенном порядке, а третьего мая Его Высочеству Наследнику Цесаревичу благоугодно было пригласить хор в Царское Село. По этому случаю, второго мая состоялась в Морском музее репетиция.

Благоприятная погода способствовала поездке. Играли в чудном Царскосельском парке у озера, освещенного яркими лучами солнца. В антрактах и по окончании программы все общество оставалось в парке, где изволила находиться и Государыня Цесаревна, осчастливившая некоторых из приглашенных милостивыми словами.

После обеда на дворцовой террасе, участвующие в хоре отправились, во главе с графом Олсуфьевым, в придворных экипажах в Павловск на музыку, а затем вернулись к десяти часам и играли во дворце. Художником Богдановым была нарисована изящная программа этого вечера и поднесена Наследнику Цесаревичу.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1875-1876 года.
Его Высочество ко времени открытия собраний еще не переехал из Царского Села, и совершенно неожиданно для всех устроил осеннюю поездку членов хора за город.

В среду, двадцать девятого октября, в три часа дня, состоялась в Морском музее экстренная репетиция пьес, а тридцатое участвующие провели в Царском, где исполнялась программа, состоявшая из трех отделений.

В феврале 1876 года Цесаревичу угодно было приобрести четыре инструмента особой формы, которые предназначались исключительно для квартетной музыки.
Сезон завершился вечером в Царском Селе, состоявшимся двадцать седьмого мая 1876 года.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1876-1877 года.
В сезон 1876−1877 года Его Высочеству угодно было сняться в группе хора, первой с основания и присвоить хору новый жетон, вместо существовавшего до сего времени.

Группа 1876 года:
Его Императорское Высочество Государь Наследник Цесаревич
Александр Александрович.
Его Высочество Принц Александр Петрович Ольденбургский.
Его Высочество Принц Константин Петрович Ольденбургский.
Его Высочество Принц Николай Петрович Ольденбургский.
5. Н. О. Адельсон. 16. А. Д. Колокольцов. 27. Ад. В. гр. Олсуфьев.
6. П. К. Альбрехт. 17. Ф. Н. бар. фон-Криденер. 28. Ал. В. гр. Олсуфьев.
7. В. Н. Базилевский. 18. В. А. бар. Кусов. 29. А. П. Паскин.
8. М. Н. Базилевский. 19. А. А. Кушелев. 30. А. А. Пашков.
9. П. Н. Базилевский. 20. К. К. Ланц. 31. А. Н. Пейкер.
10. Н. М. Баранов. 21. М. Г. Лерхе. 32. В. И. Потулов.
11. А. А. Барташевич. 22. Н. Н. Мартынов. 33. В. П. Пущин.
12. А. А. Берс. 23. Н. Н. Мельницкий. 34. Д. А. Скалон.
13. А. А. Волков. 24. А. Г. бар. Мейендорф. 35. С. С. Степанов.
14. А. А. кн. Голицын-Прозоровский. 25. А. М. Миклашевский. 36. Н. А. Суворов.
15. Д. З. Головачев. 26. В. С. кн. Оболенский. 37. О. Р. фон-Фрейман.
38. А. В. бар. фон-Функ. 39. С. А. Цуриков. 40. Султан Чингиз-Хан.
Артисты.
41. Александров. 42. Ф. О. Бергер. 43. Ф. О. Тюрнер. 44. Цибарт. 45. Ф. А. Шрадер. (Дирижер).

Н. А. Суворов проектировал рисунок жетона. Вызолоченный, с Императорской короной, жетон этот был с портретом Его Императорского Высочества; на лицевой стороне инициалы А. А. и серебряная лента, на которой надпись: «Хор Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича»; в середине — лира с надписью «1872». На оборотной стороне — корнет, лежащий на развернутых нотах. Носить жетон имели право только действительные члены хора. Первый жетон был поднесен Цесаревичу.

Музыкальные собрания 1876−1877 года начались несколько позднее, чем в предыдущем сезоне. Каждый месяц в Аничковском дворце были вечера…

Двенадцатого апреля 1877 года Россия объявила войну Турции. Все общественное внимание было сосредоточено на Дунае, на Кавказе…
Его Императорское Высочество Наследник Цесаревич отбыл к месту военных действий.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1878-1879 года.
Музыкальное собрание
в Морском музее.
Наконец были закончены военные действия. Мир с Турцией подписан.
Наследник Цесаревич возвратился в Петербург и переехал на зиму в Аничковский дворец. Мало по малу все стало входить в обычную колею, и двадцать девятого сентября разослано извещение от распорядительной части духового хора, что Государь Наследник Цесаревич изволил выразить желание о возобновлении музыкальных собраний любителей духовой музыки, по примеру предшествующих лет, а потому члены хора приглашались собраться пятого октября к восьми часам вечера в Адмиралтейство на имеющее быть первое музыкальное собрание.

С нетерпением ожидали члены хора назначенного дня, с радостью делились они, при встрече друг с другом, вестью о том, что Его Императорское Высочество пожелал снова восстановить по-прежнему музыкальные собрания.

Пятого октября 1878 года все собрались ранее обыкновенного. Всех тянуло поскорее увидать друг друга.

Многих не досчитывалось из прежних членов. Некоторые получили другие назначения и отбыли к местам своего нового служения, а иные пали на поле брани.

Вспомнили о симпатичном Павле Николаевиче Базилевском, вступившим одним из первых в хор, при его основании и заслужившим общую любовь и уважение…

В девятом часу из главного входа вышел Наследник Цесаревич. С улыбкой удовольствия на лице, всем любезно дает руку.
За чайным столом проходит антракт. Как и раньше на столе, на прежнем месте, стоит большая фарфоровая чашка, из которой имеет обыкновение пить чай Наследник Цесаревич.

Следует второе отделение. После исполнения программы ужин. Наследник Цесаревич участвует. Снова все на своих местах, и снова льются речи…

По почину Его Императорского Высочества Наследника Цесаревича, игра на оркестровых инструментах вошла в моду. Число играющих на них достигло таких размеров, что замещение выбывших из хора до начала сезона десяти лиц не представляло затруднений.

В обществе стала ощущаться необходимость в организации, помимо хора Наследника Цесаревича, еще других хоров любителей. И действительно, в 1879 году уже существует несколько хоров. Число же членов хора Наследника Цесаревича заметно увеличилось…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Музыкальный вечер в Зимнем дворце.
В конце февраля Его Императорское Величество Государь Император Александр II удостоил пригласить в Зимний дворец членов хора на второе марта 1879 года. После нескольких репетиций в Морском музее и во дворце, вечер состоялся в девять часов. Августейшая Семья, многие другие лица осчастливили его своим посещением. В третьем отделении была исполнена каватина из оперы «Оберон» Вебера.

В антрактах Их Величества милостиво беседовали с участвующими. После концерта предложен был ужин, на котором присутствовал Его Высочество Наследник Цесаревич, а в соседней комнате сервирован стол для Высочайших особ.

Вечера в Аничковском дворце происходили по-прежнему ежемесячно, чередуясь с собраниями в Морском музее. Последний вечер во дворце состоялся в воскресенье, двадцать девятого апреля, и зимний сезон был закончен…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Поездки в Александрию в Петергоф.
На шестое мая этого же года хор удостоился приглашения Его Высочества в Петергоф60, в Александрию61.

Казенный пароход «Онега» отдан был в распоряжение приглашенных, и к двенадцати часам, когда все собрались, «Онега», под командою капитан-лейтенанта М. И. Ельчанинова, отвалила от пристани и при чудной погоде вышла в море. Во время этого краткого перехода, хором было исполнено несколько пьес.

Участники хора прибыли в Александрию, где в беседке из плюща их ожидала закуска, а на площадке перед дворцом были уже расставлены пульты. Вся программа состояла из номеров веселого характера, но не особенно легких для исполнения.

В шесть часов, последние звуки Сигнал — марша Неймана закончили программу, и все последовали в помещение Великого Князя Сергея Александровича, где был приготовлен обед.

В одиннадцатом часу вечера члены хора возвратились на пароход. Незаметно прошел полутора часовой путь.

Белая майская ночь, превосходная погода, заставили вновь вспомнить только что пережитое и располагали к мечтам…

Вторая поездка в Петергоф была назначена на семнадцатое мая. Шестнадцатого мая, в восемь часов вечера, состоялось экстренное собрание в Морском музее, а семнадцатого мая, в одиннадцать часов утра, на том же пароходе «Онега», участники хора плыли в Петергоф. На Военной пристани их ожидали изящные экипажи, запряженные кровными першеронами, быстро домчавшими во дворец по живописным аллеям Царской летней резиденции.

После завтрака на крытой террасе дворца, все отправились в парк, где уже были приготовлены пульты и инструменты. Окончив первое отделение программы, Его Высочество подошел к стоявшему под деревом столику, покрытому скатертью. Скатерть снята и Наследник Цесаревич угощал исполнителей пьес из своего серебряного жбана, служившего ему во время Русско-турецкой войны. Предлагая освежиться, Цесаревич изволил заметить, что день жаркий, а игра на духовых инструментах вызывает жажду.

Кто-то из игравших увидал в лодке Цесаревну, слушавшую музыку и предложил исполнить датский гимн. Ее Императорское Высочество встала и стоя выслушала гимн до конца. Матрос ловким движением весел направил лодку к берегу, Цесаревна вышла на берег и изъявила благодарность за доставленное ей удовольствие.

Наследник в этот день находился в прекрасном расположении духа и предложил хору, когда отбыла Цесаревна, отправиться пешком во дворец с музыкой и таким образом испытать удобство игры на ходу. Выстроившись в четыре шеренги, по команде «шагом марш», участники хора, играя, пошли ко дворцу.

Его Высочество любил играть иногда полковые и другие марши и гимны, но, в общем, был поклонником серьезной музыки, предпочитая Бетховена, Моцарта, Мейербера, Баха и некоторых других.

Для того чтобы иметь марши и гимны под руками, ноты этих пьес были написаны в маленьких книжечках, которые всегда приносились на собрания членами хора с собою. В настоящее время эти книжечки в синих переплетах хранятся в музыкальной библиотеке хора. Его Высочество находил необходимым, чтобы, при исполнении маршей, в числе инструментов был бунчук62, что и делалось, на основании этого, в некоторых полках.
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1879-1880 года.
Вечера и собрания, как всегда, чередовались по-прежнему. Первый вечер, состоявшийся в Аничковском дворце двадцатого декабря 1879 года, прошел в присутствии Государя Императора.

Всех вечеров в этом сезоне было четыре, с совершенно разнообразными программами…

Следующий вечер в присутствии Государя Императора, состоялся в Аничковском дворце двадцать четвертого марта.
Сезон закончился вечером во дворце девятого апреля 1880 года. Этот вечер удостоили посещением Государь Император, Великие Князья Михаил Николаевич и Николай Николаевич, принимавший экспромтом участие в исполнении музыкальной программы хора на партии малого барабана…
Скрыть
Читать полностью
1872-1881
Сезон 1880-1881 года.
Музыкальные вечера
в Аничковском дворце.
Сезон 1880−1881 года начался собранием в музее шестого ноября 1880 года, открывшим целый ряд еженедельных собраний.

Всех вечеров в Аничковском дворце в этот сезон состоялось три. Четвертого декабря 1880 года, шестнадцатого января и двенадцатого февраля 1881 года…

Двенадцать музыкальных собраний, происходивших в музее по понедельникам, а частью по четвергам в течение этого сезона, закончились пятого февраля репетицией музыкального вечера, назначенного в Аничковском дворце на двенадцатое того же месяца. На этой репетиции Наследник Цесаревич не присутствовал. Его Императорское Высочество участвовал в музыкальном собрании в Морском музее в последний раз двадцать девятого января 1881 года.
Двенадцатого февраля 1881 года на музыкальном вечере в Аничковском дворце Наследник Цесаревич в последний раз принимал непосредственное участие в хоре, играя на геликоне.
Скрыть
Читать полностью
1881-1894
Сезон 1881-1882 года.
Знаменательный день в жизни Наследника Всероссийского Престола призвал Его Высочество к великому ответственному жребию Самодержца, но не произвел изменения в складе возвышенной души Миролюбивого Монарха. Император Александр III по-прежнему любил музыку и также милостиво относился к хору, Организатором которого Он был, сохраняя до конца дней Своих ту нравственную связь с участвующими, любящими искусство, со всеми теми, кто имел счастье встречать Его Величество сначала еще Великим Князем, а затем Наследником Цесаревичем.

Пример Государя дал плод. Зароненные зерна высокого служения искусству вызвали к жизни и возвысили его, обеспечив ему общие симпатии.
Скрыть
Читать полностью
1881-1894
Сезон 1888-1889 года.
Музыкальный вечер
у Государя Императора.
Еще в начале сезона, на одном из собраний Его Высочество (Великий Князь Михаил Михайлович (ЛАР)) изволил передать хору радостную весть, что Августейший Основатель и Покровитель выразил желание в недалеком будущем послушать игру основанного Им семнадцать лет тому назад хора. Радостная весть возбудила во всех участниках лихорадочную деятельность. Ярче всего обнаружилось это на том факте, что собрания, по своему многолюдству, совершенно выходили из ряда вон. Конечно, вполне понятное желание многих быть во дворце и играть в Высочайшем присутствии объясняло это рвение.

В субботу, четвертого марта 1889 года, к восьми часам вечера начали съезжаться участники хора в Аничковский дворец.

Все приглашенные собрались в голубой гостиной.

В обитой шелком большой комнате, с четырьмя колоннами, стояли кресла для Августейших Особ, а в стороне, у колонн, стулья для состоявших на дежурстве при Их Величествах.

В девять часов Государь и Государыня с Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем и другими Великими Князьями изволили выйти в гостиную, где Его Величеству и Наследнику Цесаревичу были поданы художественно исполненные программы, в виде обыкновенных программ, на бумаге, а Ее Величеству, — в виде веера, сделанного из слоновой кости и белого шелка, на котором был изображен и знак хора. Все три программы принадлежали кисти профессора Шарлеманя.

С соизволения Его Величества, приступили к исполнению. Среди участвующих находились Их Высочества Великие Князья Михаил Михайлович и Сергей Михайлович. Исполнение первого отделения вызвало в Его Величестве чувство приятного удовольствия, которое Он изволил выразить присутствовавшим. Государь Император затем прошел в оркестр и разговаривал со многими членами-участниками прежних музыкальных собраний в Морском музее.

В этот памятный вечер в хоре участвовало пятьдесят три члена и четыре артиста-любителя…

Прощаясь с Аничковским дворцом, никто не думал, что это был последний вечер, когда любители были приглашены в стены этого дворца и играли перед Его Величеством — Основателем хора, принимавшем до 1881 года деятельное участие в музыкальном исполнении. Сколько воспоминаний освежил этот вечер в памяти старейших участников хора, сколько сильных впечатлений влил он в душу новых и остался навсегда в сердцах тех, которые были удостоены приглашения…
Скрыть
Читать полностью
На посмертном портрете кисти Дмитриева-Оренбургского
Спуск гроба с телом Александра III на корабль в Севастополе ЭРР-8029
Семья императора Александра Третьего возле Малого Ливадийского дворца. 1890-е годы
Наступал октябрь 1894 года… Миллионы русских сердец сжимались при мысли о недуге любимого Монарха, и двадцатого октября не стало Царя-Миротворца. Скорбь народа слилась в одном чувстве о безвременно почившем в расцвете сил Государе. Не стало Августейшего Основателя хора, драгоценную память Которого решено было почтить возложением венка.

На черной бархатной подушке, имевшей форму знака хора, укреплены дубовая и лавровая серебряные ветви, увенчанные Императорской вызолоченной короной и сплетенные внизу серебряной же лентой, в виде двойного банта, в середине которого приделан раскрытый жетон. На ветке мирты, переплетающей дубовую и лавровую ветви, укреплена вензелевая славянская буква-инициал Имени покойного Государя. С четырех углов подушки свешивались серебряные кисти, прикрепленные к толстому шнуру, которым была обшита вокруг подушка.
Автор книги — Левашкин Алексей Романович, родился в 1946 в городе Москве.